Статьи

Если ваш ребенок плохо говорит

Каждый родитель обеспокоен если его ребенок по каким-то причинам «не хочет» говорить. Конечно при задержке развития речи необходимо обратиться за помощью к специалисту. Пройти тестирование у нейропсихолога и следовать всем рекомендациям врачей. Но есть возможность стимулировать развитие речи, начиная с рождения. А для этого необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (от латинского motus - движение) - двигательная активность организма или отдельных органов. Мелкая моторика начинает развиваться с момента рождения. Ребенок непроизвольно хватает то, что ему дают взрослые, далее учится держать предмет, перекладывать из руки в руку, с возрастом мелкая моторика усложняется. Говоря мелкая моторика, специалист имеет в виду не просто движения, а определенную последовательность движений в своей совокупности они нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Под мелкой моторикой подразумевается движение мелких мышц тела. Способность пользоваться мелкими предметами: вдеть нитку в иголку, взять бусинку и переложить ее с места на место, написать букву, застегнуть булавку и т.д.

Невольно возникает вопрос: «Как все это может быть связанно с речью?», связанно и не только с речью. Мелкая моторика связана с такими высшими свойствами психической деятельности организма, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. В зависимости от того как происходит развитие мелкой моторики в раннем детстве, будет формироваться все дальнейшие навыки, которые связаны с использованием точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только чтобы застегивать пуговицы и шнуровать шнурки, но и для освоения профессиональных навыков. Мелкая моторика является тем фундаментом, на который опирается все дальнейшее развитие человека.

Как развивать мелкую моторику и с какого возраста стоит начинать этим заниматься.

Развивать мелкую моторику можно с первых дней жизни. Делается это при помощи массажа пальчиков и кистей рук малыша, играя с ним обязательно давайте ему держаться за Ваши теплые пальчики. Когда малыш немного подрастет и начнет брать в руки погремушки, старайтесь их покупать с различной структурой ручки (гладкие, волнистые, с точечками и ребристые) – это также способствует развитию мелкой моторики. Когда малыш начнет сидеть и хорошо манипулировать с окружающими предметами, сшейте сами полотняные подушки и наполните их различными по структуре крупами (гречка, рис, пшено, горох и т.д.). Не запрещайте ребенку рвать бумагу, купите для этих целей бумагу для рисования, такая продается в магазинах «Икеа» в детских отделах. Можно отмотать большой кусок и позволять ребенку с ним играть.

Вспомните игры с детской ладошкой «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки» и другие стишки - потешки - эти игры очень хороши для массажа ладошки и пальчиков, а заодно и стишок учится.

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести съедобные краски и пластилин, они безвредны (вдруг Вы не уследите за ним, и он решит попробовать), используя его Вы дадите детям не только возможность творить с младенчества, но и узнавать новые по ощущениям материалы. Покупая игрушки не стоит упускать из виду мячики, шарики с различной поверхностью, крупные пазлы и игрушки-вкладыши. Главное правило в выборе игрушек «От простого к сложному». В доме множество различных предметов, которые могут заинтересовать малыша, под родительским контролем нужно ему позволять исследовать окружающий мир, не бойтесь изобретать вместе с ребенком новые игры, пусть в Вашем доме чайник становиться паровозом, а ложка ударным инструментом. Главное помнить о технике безопасности.

Вот несколько примеров игр с ребенком на развитие мелкой моторики.

Волшебные шнурки – при помощи цветных шнурков различной длины предложите ребенку «рисовать» различные узоры. Нарисуйте простой узор, закройте ребенку глаза, пусть он наощупь угадает, что за форма. Меняйтесь с ребенком, он выкладывает фигуру Вы угадываете с закрытыми глазами.

Снайпер – возьмите различные по диаметру сосуды и предложите малышу насыпать в них разные крупы. Закрутив банку Вы получите погремушку и играя с ней можно развить слух ребенка (так звучит горох в банке, а так гречка). Играя расскажите ребенку о том, какая баночка полная, какая наполовину полная и т.д.

Крутилки – предложите ребенку подобрать крышки к различным по диаметру горлышку и закрутить их.

Входит и выходит – помните мультфильм «Про Винни Пуха» принцип тот же только предметов стоит взять побольше и позволить малышу разобраться какие предметы могут поместиться в другие.

Бусы для мамы – предложите ребенку собрать бусы для мамы, размер бусин и шнурка зависит от возраста ребенка.

Сортировка – предложите рассортировать ребенку различные по форме макароны, усложните задачу завязав глаза.

Дед Мороз – предложите малышу обвести фломастерами, пастелью и т.д. различные узоры. Начните с простых и переходите к более сложным. Узоры

Лабиринт – возьмите старые колготки наполните их крупой и спрячьте несколько игрушек, пусть ребенок отыщет их в «лабиринте». Можно использовать кастрюли, пятилитровые пластиковые бутылки, помните о безопасности.

Сборы на прогулку – предложите малышу застегивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии. Сначала выбирайте свою одежду с крупными застежками, далее переходите к более мелким деталям в одежде.

Придумывайте игры сами, и предлагайте заниматься этим детям.

Поощряйте их инициативу. В игре можно научиться всему, без принуждения.
О детях
Made on
Tilda